ДУХОВНАЯ РАДОСТЬ

Часть 1

Ермолаев Николай

ДУХОВНАЯ РАДОСТЬ

Одна из самых обширных тем в сатсангах Учителя Шри Пракаша Джи – работа над собой, работа над своими качествами. Наши внутренние качества, как положительные, так и отрицательные имеют свои корни в самскарах - отпечатках впечатлений: склонностях, предпочтениях, привычках. Самскары образовались на протяжении многих жизней, в том числе и текущей, и проявляются в виде определенных реакций человека на обстоятельства. Они проявляются в виде определенных качеств человека, и позитивных, и негативных.

Как с ними работать?

Не смотреть на свое окружение, смотреть в себя – один из основных принципов работы над собой. Развернуть ум, наше сознание в себя чрезвычайно сложно, это происходит не сразу. Мало того, что ум смотрит во вне, он еще и высматривает более недостатки в других людях, чем достоинства. Хотя второе тоже неполезно, потому что со временем ум будет искать отрицательные качества в другом человеке. Такова его природа. И пока сознание обращено во вне, можно и это обратить на пользу духовного развития. Видя недостатки в других людях, искать их к себе для изживания. А они точно есть, если человек увидел их в других, потому что мы можем видеть только то, что есть в нас самих.

Хорошо, увидели и убедились, что есть. Работаем.

Можно ли хоть как-то увидеть результат наших усилий? Считается, что только Учитель может определить объективно духовный уровень ученика. Но, сейчас вопрос о частности. Как увидеть процесс изживания определенного негативного качества? Возьмем, к примеру раздражение, гнев. Почему именно его? Потому что из пяти основных негативных качеств человека: сильное желание, гнев, жадность, привязанность, зависть (ревность), гнев (раздражение) является не только самостоятельным самим по себе, но и проводником, каналом проявления всех остальных. (Если есть раздражительность, гневливость, то причина для его проявления всегда найдется.) Все остальные могут до поры до времени бурлить внутри, но по мере их роста они рано или поздно проявятся и наконец выльются в раздражении, гневе и действиях. Вся цепочка выстраивается таким образом: желания или страсти порождают жадность и зависть, и вместе с ними приходит привязанность, а неудовлетворенность желаний – неутоленная жажда получения чего-то в ответ, рождает реакцию – гнев. Раздражительность имеет множество внутренних причин, но результат ее проявления одинаков. Улыбка, слезы, язык любви и нежности, как и язык музыки понятен всем народам. Но также понятен всем и язык гнева.

Таким образом, для освобождения от гнева необходимо изжить какое-либо качество, которое его вызывает. А их много… (Плюс к пяти перечисленным – гордыня или самомнение, самовозвышение, самолюбование и многие другие.)

Кроме того, человек не замечает или недооценивает те негативные качества в себе, которые создают напряженность в отношениях с окружающими. Он знает в себе какие-то отрицательные свойства, качества, пытается с ними работать. Вначале он прикрывает свои “колючки” – старается внешне их не показывать (для начала это хорошо), а другие негативные качества считает мелочью, и ему кажется, что их не замечают. Но именно они в глазах окружающих людей (не всех) могут значительно перевешивать то, что он прикрывает. Например, человек может сдерживать внешне в словах, эмоциях и действиях раздражительность, гордыню (высокомерие), зависть, жадность, ревность и привязанность, до конца еще не победив их внутри. Но есть такие негативные качества, которые не скроешь. Например, неорганизованность – человек постоянно что-то делает не вовремя, опаздывает;неряшливость, необязательность (не держит слово, не выполняет обещанное). Эти качества можно только постепенно изживать.

Окружающие – зеркало нашего внутреннего мира. Мы видим в них то, над чем нам предстоит работать. Важно только признать в себе, то, что не нравится в других.

С чего начинается работа над собой? После осознания необходимости самосовершенствования и определения негативных качеств в себе, работа над ними начинается с повторения мантры – духовной практики. Почему? Потому что сначала необходимо поднять и очистить энергию позитива в себе, чтобы справиться с негативом. Это звено, с которого все начинается.

Эти вопросы хорошо освещены в сатсангах Учителя Шри Пракаша Джи. См. например, 
http://ru.yoga-shri.de/pljus-i-minus-xoroshee-i-ploxoe.html Плюс и минус – хорошее и плохое. Пять внутренних врагов. (см. также другие ссылки на этой же странице)

Рассмотрим поэтапно.

1. Человек раздражается, обвиняя, оскорбляя, угрожая расправой и не только словами. Слушая, видя собеседника, в нем поднимается волна неконтролируемого негативного отношения к нему. «Почему я должен это делать…, ты такой вообще…, сейчас пропишу тебе по первое число… и т.д.»

Он твердо решает (санкальп), что в следующий раз будет сохранять равновесие, будет помнить об этом во время контакта, будет помнить элементы практики, которые дал Учитель, может взять в руку какой-то предмет (например, четки, кольцо…), который напомнит о его решении. Так он действует на каждом этапе.

2. Период чередования гнева, раздражений и контроля, то удается, то нет. Сначала больше поражений, потом больше побед. Может быть довольно длительным, и попыток овладеть равновесием может быть десятки и многие сотни. Не сдаваться.

3. Человек не раздражается, не кричит, но высказывая свое недовольство подает его в виде шутки, высказывая почти то же самое. «Может его наказать, а…, может дать ему…, да он все время такой…, а мы все равно тебя любим…, вот опять идти нужно…, ходют тут разные… и т.п.» Внутри еще есть раздражение, его еще не сдержать во вне, но оно частично уже контролируется, да и негатив чувства не так уже силен.

4. Вслух ничего не говорится, но внутри еще есть раздражение, конечно слабее, чем вначале. Происходит конфликтный диалог с не сильным негативным чувством. Если человек просто подавляет внешнее проявление гнева без работы внутри, это чревато еще более сильным рецидивом во вне и скажется на здоровье.

5. Вслух ничего не говорится, внутренний диалог если и происходит, то спокойно, на уровне аргументов без каких-либо негативных чувств, постепенно затихая, уходя. На этой ступени во время практики (медитации, мантра-медитации) и во сне могут еще приходить эти мысли.

6. Внутри спокойно, отношение к человеку хорошее, диалогов нет. Но время от времени еще могут возникать слабые отзвуки прежних отношений в виде снов и в медитации.

7. Нет никаких рефлексов ни вовне, ни внутри, ни в медитации, ни во сне. Качество изжито.

8. Почивание на лаврах достижений: «Победа!» После этого может частично возвратиться прежнее отношение причем и к другим людям. Поэтому никаких беззаботных состояний! Овладение равновесием означает постоянный непрерывный контроль над всей внутренней сферой на протяжении всей жизни.

Мы рассмотрели контроль только одного внешнего проявления какого-то негативного качества. Так же можно работать и над другими, как последовательно, так и одновременно.

Продолжение следует.

Страницы Шри Пракаша Джи в соцсетях

  • Facebook Social Icon
  • Facebook - White Circle
  • Instagram - White Circle
  • Twitter - White Circle
  • White YouTube Icon

​© 2016 - 2019 Сайт учеников

Шри Пракаша Джи, город Алматы

  • Серый Facebook Icon
  • Серый Instagram Иконка
  • Серый Twitter Иконка